Книги – юбиляры 2017 года

20.03.2017

15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым - ему не исполнилось еще и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».

В 1837 году исполнялась 25-я годовщина Бородинского сражения, М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино» о мужестве, отваге, стойкости русских солдат-богатырей, грудью защитивших свою родину.

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалеку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 7 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец - император Наполеон I.

Бородино - одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба - судьба народов России. Бородино - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского общества. Бородино -великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения.

О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности»...

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», опубликованное в 1837 г. в журнале «Современник», является одним из самых известных поэтических произведений, посвященных 1812 году. Однако по вопросу о том, что вдохновило поэта на создание стихотворения, и из каких источников он черпал сведения о знаменитом сражении, единого мнения не существует до сих пор. Исследователи выдвигают несколько версий. Самые известные из них следующие: первая - рассказы о войне родственников (двоюродных дедов, отца, более дальней родни); вторая - общение с тарханскими крестьянами, среди которых были и отставные солдаты, служившие в русской армии в 1812; третья - встречи с ветеранами Отечественной войны во время прохождения военной службы (в первую очередь на Кавказе); и четвертая, совсем уж экзотическая, объявляет стихотворение плодом литературной полемики М. Ю. Лермонтова с Ф. В. Булгариным.

Говоря об источниках «Бородина», следует учесть, что гениальное стихотворение не было создано М. Ю. Лермонтовым сразу в том виде, который стал хрестоматийным. До нас дошла ранняя редакция - стихотворение «Поле Бородина», датируемое 1830-1831 гг., т. е. временем учебы М. Ю. Лермонтова в Москве. Следовательно, более корректно говорить, во-первых, об источниках, вызвавших к жизни первоначальный вариант стихотворения, и, во-вторых, о том, что подтолкнуло поэта к переработке текста.

Первым, исходным источником, очевидно, были детские и отроческие впечатления, прежде всего, тарханского периода жизни поэта. Сюда можно отнести рассказы родственников - участников войны, гувернера - бывшего офицера наполеоновской гвардии и тарханских отставных солдат и бывших ополченцев. Включить в этот круг отца поэта, Ю. П. Лермонтова, как это делают некоторые исследователи, не представляется возможным. Дело в том, что летом 1812 г. Ю. П. Лермонтов вышел в отставку с военной службы и действительно вступил в ополчение, но вскоре заболел и оказался в витебском госпитале, где находился на излечении вплоть до 1813 г., т. е. почти не участвовал в боевых действиях, и уж точно не мог быть очевидцем Бородинской битвы.

Однако в знаменитом сражении принимали участие родственники поэта по материнской линии, с одним из которых, родным братом бабушки поэта Е. А. Арсеньевой, отставным офицером артиллерии Афанасием Алексеевичем Столыпиным, М. Ю. Лермонтов был особенно близок. Видимо, поэтому Андроников, изучая стихотворение «Бородино», утверждал, что «рассказы Афанасия Столыпина о действиях гвардейской артиллерии при Бородине - вот один из источников, откуда Лермонтов почерпнул сведения о ходе исторического сражения», ибо сведения эти отличаются документальной точностью. Правда, Андроников анализировал содержание окончательной редакции «Бородина», но то же самое справедливо и для стихотворения 1830 г.

По нашему мнению, рассказы двоюродного деда - это не просто один из источников, а первооснова обоих «бородинских» стихотворений. Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения и служил в то время поручиком в лейб-гвардии Артиллерийской бригаде. Когда во время боя был ранен командир одной из батарей этой бригады, то командование ею перешло к A. A. Столыпину. Он сыграл важную роль в отражении решающей атаки французской кавалерии на Семеновские (Батратионовы) флеши. По свидетельству прапорщика лейб-гвардии артиллерийской бригады A. C. Норова, «батарейный командир Столыпин, видев движение кирасиров, взял на передки, рысью выехал немного вперед и, переменив фронт, ожидал приближения неприятеля без выстрела. Орудия были заряжены картечью; цель Столыпина состояла в том, чтобы подпустить неприятеля на близкое расстояние, сильным огнем расстроить противника и тем самым подготовить верный успех нашим кирасирам». Залп батареи A. A. Столыпина подавил огонь французской конной батареи и нанес большой урон неприятельской кавалерии, которая затем была отброшена атакой русских кирасиров. За отличие в Бородинской битве A. A. Столыпин был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с алмазами, а также золотой шпагой с надписью «За храбрость». В наградной реляции сказано, что он «действовал отлично своими орудиями по неприятельской кавалерии и батареям, коих пальбу заставил прерывать». Получить такую награду офицер в чине поручика мог лишь за особо выдающиеся заслуги, т. е. A. A. Столыпин, несомненно, был не просто участником, а героем Бородина. Конечно, его рассказы произвели на юного М. Ю. Лермонтова огромное впечатление и могли подвигнуть на написание «Поля Бородина». Такую же роль могло сыграть и общение с другими участниками Отечественной войны, с которыми будущий поэт встречался в детстве. Так, в 1820 и 1825 гг., во время поездок на Кавказ, он вместе с бабушкой бывал в доме своей двоюродной тетки A. A. Петровой (урожденной Хастатовой). Ее муж, П. И. Петров, в 1812 г. служил в действующей армии и вполне мог рассказывать любознательному племяннику о событиях наполеоновской кампании.

Несомненно, рассказы офицеров - ветеранов войны 1812 года послужили важным источником для создания «Поля Бородина». Но все же, повествование в стихотворении ведется от лица простого солдата. И это может считаться косвенным указанием на еще один источник - рассказы отставных тарханских солдат, служивших в 1812 г. в действующей армии. Их воспоминания о войне с Наполеоном очень занимали будущего поэта и, видимо, подвигли его сделать рассказчиком именно солдата. Этот факт стал основанием для бытовавшей в советском лермонтоведении гипотезы о том, что рассказы отставных тарханских военных были единственным источником для обоих «бородинских» стихотворений М. Ю. Лермонтова. Так, П. А. Фролов в своей книге «Лермонтовские Тарханы» писал: «Под впечатлением всего услышанного Лермонтов в 1830 или 1831 году создает стихотворение "Поле Бородина". Повествование в нем ведется от первого лица - непосредственного участника знаменитого сражения. Причем делится своими воспоминаниями не офицер и не какой-то "начальствующий чин", а рядовой солдат-артиллерист. С ним Лермонтов мог близко познакомиться только в Тарханах, ибо в Москве, судя по дошедшим до нашего времени источникам, подобных знакомств и встреч не было». Но этой гипотезе противоречит то, что в «Поле Бородина» совершенно отсутствует тот неповторимый народный дух, которым характеризуется позднейшее «Бородино», поэтому безапелляционно утверждать, что это сильно романтизированное стихотворение было создано исключительно под впечатлением рассказов человека «из народа» затруднительно. В том же году, как Д. Ф. Шубенин поселился у Кормилицыных, прибыл на побывку к бабушке Е. А. Арсеньевой М. Ю. Лермонтов. Он прожил в Тарханах с 31 декабря 1835 года до второй половины февраля 1836 года. За это время поэт неоднократно навещал семью своей молочной матери, не раз, видимо, вел разговоры с участником знаменитой Бородинской битвы Д. Ф. Шубениным. Все услышанное заставило Михаила Юрьевича переосмыслить давно минувшие события, по-новому взглянуть на роль рядового солдата - истинного защитника Отечества - в разгроме наполеоновских полчищ». Таким образом, по мнению П. А. Фролова, именно общение с Д. Ф. Шубениным побудило поэта вновь обратиться к бородинской теме и переработать «Поле Бородина», «доведя первый вариант до величайшего художественного совершенства». Подобная версия создания гениального стихотворения имеет право на существование, но вряд ли Д. Ф. Шубенин был единственным солдатом Отечественной войны 1812 года, с которым поэт встречался и беседовал в 1831-1837 гг.

Другая гипотеза высказана П. А. Висковатовым в труде «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество». Биограф поэта предположил, что «Бородино» было создано во время первой кавказской ссылки М. Ю. Лермонтова: «Военная боевая жизнь, вдохновив поэта, кажется, побудила его вновь переделать стихотворение "Бородино", которое и было послано в Петербург и напечатано в 1837 г., в VI томе "Современника". Весьма может статься, что поэт в кавказских, "суворовским" духом проникнутых войсках и подслушал разговор старого солдата, очевидца Бородинской битвы, с рекрутом и, по обычаю своему, все, что писал, брать из жизни, облек свое стихотворение в форму диалога между стариком-солдатом и рекрутом». Но эту версию опровергают показания друга М. Ю. Лермонтова С. А. Раевского, данные им в ходе следствия по делу о распространении стихотворения «Смерть Поэта». По его словам выходит, что «Бородино» было написано не позднее 18 февраля 1837 г., т. е. до ареста и ссылки М. Ю. Лермонтова на Кавказ. Против П. А. Висковатова и тот факт, что Лермонтов выехал из Москвы на Кавказ 10 апреля 1837 г., а VI том «Современника» был разрешен цензорами для выхода в свет 2 мая этого же года. Согласно летописи жизни и творчества поэта, в первых числах мая он только еще приехал в Ставрополь и сразу же отправился на лечение, т. е. стихотворение было передано им в редакцию журнала еще до отъезда из Петербурга. Косвенно это подтверждают и слова В. Г. Белинского, который в статье «Стихотворения Е. Баратынского» назвал М. Ю. Лермонтова «поэтом нового поколения, которого талант застал и оценил Пушкин еще при жизни.

Вновь обратиться к своему юношескому стихотворению М. Ю. Лермонтова мог побудить возродившийся общественный интерес к событиям «давно минувших дней». В 1837 г. исполнялось 25 лет победы русского оружия в Отечественной войне. По мере приближения этой даты внимание к ней в обществе возрастало, что нашло отражение и в литературном творчестве: A. C. Пушкин в 1835 г. написал свое знаменитое стихотворение «Полководец», посвященное М. Б. Барклаю де Толли; будучи издателем литературного журнала «Современник», он опубликовал в IV томе (конец 1836 г.) отрывки из дневника партизана Д. В. Давыдова. В этом же томе он поместил «Объяснение» по поводу своего стихотворения «Полководец», в котором воздал должное и заслугам Барклая, и гению М. И. Кутузова. В 1836 г. вышла в свет книга H. A. Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России», позднее получившая название «Записки кавалерист-девицы». На фоне этого патриотического всплеска появление стихотворения «Бородино» кажется вполне закономерным - Лермонтов просто не мог не присоединиться к своим собратьям по перу, воспевавшим доблесть русской армии в войне с Наполеоном. Он переделал свое юношеское стихотворение и отказался от романтизации решающего сражения Отечественной войны. Для того чтобы реалистически изобразить Бородинскую битву, он использовал не книжный, а народный язык, поэтому в стихотворении звучит живая речь старого солдата, рассказывающего о подвиге русских «богатырей». Сделать главным героем литературного произведения человека «из народа», а не полководца, было по тем временам новым и достаточно смелым литературными приемом, и именно этим «Бородино» принципиально отличается от вышеназванных произведений. Вряд ли выбор в качестве рассказчика рядового солдата был случаен. Рассказы участников войны, среди которых были русские офицеры, француз-военнопленный, тарханские крестьяне, убедили М. Ю. Лермонтова в том, что подлинным победителем наполеоновских армий был весь народ, подвигу которого поэт и воздал должное в своем замечательном произведении. Возможно, были какие-то другие, неизвестные нам источники. Но в любом случае несомненно, что «Бородино» написано со слов непосредственных участников сражения, которых в русской провинции в 1830-х годах было еще немало.

Таким образом, нельзя говорить о каком-то одном или главном источнике обоих «бородинских» стихотворений. Таковых было несколько, о которых указано выше. Оценить степень важности каждого из них невозможно, потому что все они повлияли на процесс создания поэтического шедевра, воспевшего подвиг русского народа в войне 1812 года.

Войну 1812 года в России называют Отечественной, что говорит о том, что она имела большое влияние в сплочении русского народа, и что она была очень трудной и опасной, к тому же проходила на территории нашей страны. В этой войне наиболее полно и ярко проявился патриотический дух русских людей. И эту войну выиграло не высшее общество, а народ. Конечно, были и в высшем обществе люди долга и отваги, но это были единицы. Одно из самых значительных сражений этой войны – Бородинское. Слово «Бородино» знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге.

1812 год стал знаковым в развитии общественной мысли в России. Это было связано с тем, что правительство неправильно отнеслось к народу-победителю – после кровопролитных боев крестьяне вернулись на поля, на которых им опять приходилось гнуть спины и выдерживать издевательства крепостников. Многие писатели и поэты откликнулись на это событие своими произведениями. Но и спустя десятилетия эта тема оставалась интересной и востребованной.

Так, М. Ю. Лермонтов посвятил Бородинскому сражению целое стихотворение, а писатель Л. Н. Толстой целый эпизод в романе-эпопее «Война и мир». Несмотря на то, что тема этих произведений одинакова, описаны они совершенно по-разному.

Во-первых, Лермонтов выбирает повествовательную форму воспоминания. О Бородинском сражении рассказывает ветеран. Он немного опосредовано рассказывает о событии, представляя поле боя как бы со стороны.
Лишь к концу произведения повествователь начинает передавать народный дух, переживания простых солдат. Бородинское сражение в романе Толстого описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает «вид сверху», а затем — «изнутри». Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война дана глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а «живую местность». В тот момент, когда герой вступает «в ряды пехотных солдат», он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ — основная сила русской армии в Бородинской битве.

Та же мысль проводится и в стихотворении Лермонтова. Патриотизм и значение народа в победе подчеркивается еще и тем, что повествование идет от лица простого крестьянина. Также подчеркивается и неприязнь к врагам. Хотя самое главное - это, прежде всего, не ненависть, а любовь к Родине. А в жарком бою, на батарее Раевского Толстой глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости. Простые люди – солдаты и ополченцы – и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.
Но в данных произведениях есть и отличие – если Толстой показывает военачальников (Кутузова и Наполеона), подробно описывает их действия, или, точнее, бездействие, то Лермонтов ограничивается одним лишь упоминанием о некоем генерале, который вдохновлял солдат. Образ этого генерала очень напоминает образ Кутузова, так как они оба лишь поддерживают боевой дух солдат, давая народной силе самой захлестнуть захватчиков.
Таким образом, Лермонтов и Толстой, написавшие, казалось бы, такие различные произведения на одну и ту же тему, одинаково подошли к решению этой проблемы: самое главное в войне – это народ, его дух, его воля и его стремление. И никакой полководец не сможет подвигнуть народную массу на что-то, если она того не захочет. А самое главное, что народ состоит из индивидуальностей, великий и сильных, таких, как герой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». .

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника.





← Назад к списку новостей